Чёрный пиар: почему это не пиар, а манипуляция
Агентство «Кулак Фемиды» напрямую связано с вопросами репутации. Наши клиенты нередко сталкиваются с негативом в свой адрес и разнообразными ухищрениями конкурентов. И, конечно, мы слышим популярную поговорку «чёрный пиар — тоже пиар». Знаете, что мы отвечаем? «Ничего подобного!». Чёрный пиар пиаром не является. Не согласны? Поясняем свою позицию.
Что такое пиар и чёрный пиар
Прежде чем доказывать своё мнение о чём-либо, необходимо договориться о терминологии. Начнём с пиара. Согласно «Википедии», пиар — это технология создания и внедрения образа объекта в ценностный ряд социальной группы с целью закрепления его как идеального. В этом определении важны два момента: цель пиара — создание образа, и образа положительного, идеального.
Чёрный пиар — это, если обратиться все к той же «Википедии», деятельность, направленная на уничтожение благоприятного имиджа лица или организации. То есть чёрный пиар изначально подразумевает не созидание, а разрушение.
Почему эти два понятия ставят в один ряд? Всё просто: методы воздействия у них похожи. Даже кампания по распространению информации с обычным пиаром и пиаром чёрным могут строиться по одной схеме. Но цели у этих двух видов деятельности кардинально разные.
Чем опасен чёрный пиар
Чёрные приемы по-настоящему опасны для бизнеса. Они представляют серьёзную угрозу вашей репутации — не имеет значения, представляете ли вы компанию или персону. Поэтому ни в коем случае нельзя относиться к приёмам этой технологии беспечно. Они могут полностью разрушить хорошее отношение публики к бренду, ведь во время кампаний по чёрному пиару специалисты ставят перед собой такие цели:
- создать отрицательный образ продукта, бренда, персоны;
- сформировать стойкое негативное отношение, плохие ассоциации с товаром или даже с определённой категорией продукции;
- предложить клиентам альтернативные каналы закупки или другие способы решения проблем, которые раньше они решали с помощью вашей продукции.
При грамотном подходе специалист по чёрному пиару может создать вокруг компании флёр, вызывающий негативные эмоции у покупателей. И это главная проблема, потому что многие клиенты принимают решение о сотрудничестве или покупке, ориентируясь не только на понятия качества, цены и другие объективные факторы, но и учитывая собственные чувства. Если с компанией связаны негативные эмоции, человек сделает выбор в пользу конкурента, либо не будет ценить ваших услуг. То же самое касается персон, которым не будут доверять.
Важно! Последствия чёрного пиара могут стать причиной разорения компании, которая не справилась с атакой конкурентов. Исправить испорченную репутацию крайне сложно.
Откуда взялась мысль о том, что чёрный пиар — тоже пиар
Как говорил известный классик, «если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно». Кому же нужно, чтобы чёрный пиар считался пиаром? В первую очередь пострадавшим, конечно. Людям, неспособным бороться с негативным влиянием чёрного пиара на их репутацию, нужен способ самоуспокоения. В итоге они используют похожесть названия всех видов пиара между собой, чтобы убедить себя, что можно игнорировать и явление, и последствия.
В целом, если рассматривать пиар как способ популяризации того или иного названия, имени, чёрная разновидность, конечно, остаётся пиаром. Подобные кампании используют стандартные инструменты и, определённо, делают вашу компанию более известной. Но вот «вкус» этой известности совсем иной, нежели при нормальной рекламной кампании. Конкурент может настолько испортить вам репутацию, что восстановить её уже не получится.
Что делать, если вы видите, что вам хотят испортить репутацию
Столкнулись с чёрным пиаром? Начинайте действовать сразу же! Не ждите, потому что ожидание здесь точно обернётся против вас. Рекомендуем следующие способы противодействия:
- Сразу же удаляйте материалы, которые опубликовал конкурент. Наш опыт говорит о том, что большую часть негативных отзывов можно скрыть, перенести в раздел неактивных или вовсе удалить.
- Используйте действующие законы, чтобы убрать информацию о себе из поисковиков. Можно опираться на законодательство о клевете, если речь идёт о компаниях, и апеллировать к разделам о личных данных, если атака специалистов по чёрному пиару ведётся на персону.
- Грамотно отвечайте на негатив. Мы не рекомендуем начинать полемику с авторами негативных отзывов. Но в разгар атаки на вашу репутацию иногда просто нет бюджета на удаление всех отзывов разом. Если у вас такая ситуация, то постарайтесь не игнорировать негатив, а отвечать на него вежливо, корректно. Как правило, эффективнее всего запрашивать подробности, выражая вежливое сомнение в корректности отзыва. Это поможет и в дальнейшем удалении.
- Работайте над созданием положительной репутации компании. Публикуйте материалы о себе, делайте опровержения. Некоторые не поверят голословным утверждениям конкурентов и пойдут искать информацию о вас. Они должны найти её в официальных источниках.
Помните, что первый принцип чёрного пиара — распространение ложной информации. Некоторые специалисты действуют тонко и стараются найти реальные недостатки в вашей деятельности, но большинство просто придумывают факты. Найдя признаки клеветы и обмана, можно указывать на них во время переговоров с администрацией поисковых сетей, соцсетей, других сайтов. Но любые действия должны быть профессиональными и корректными, чтобы не ухудшить и без того сложную ситуацию.
Подведём итоги
Разновидностей пиара много, есть белые, серые, зелёные и розовые кампании. Но из них только чёрный по-настоящему опасен для компаний, брендов, персон и даже обычных людей. Агентство репутации «Кулак Фемиды» помогает бороться с чёрным пиаром и его последствиями. Мы восстанавливаем разрушенное общественное мнение за счёт удаления нечестных и клеветнических материалов. Интересуют подробности? Пишите или звоните — расскажем подробности.
Читайте другие наши материалы по теме борьбы с негативом. Недавняя статья в блоге: «Как удалить фейковую страницу «ВКонтакте» — подробная инструкция».
>