Политический пиар. Особенности проведения рекламных акций онлайн
На дворе 2000 год. В США кандидат в президенты Джон Маккейн использовал интернет, чтобы собрать миллион долларов на предвыборную кампанию. Что происходило в политической рекламе в интернете в России? Сайты партий только-только начинали появляться. Это очень показательный факт. Долгое время российские политики не воспринимали интернет как достаточно серьёзную площадку, и это до сих пор сказывается на уровне онлайн-пиара.
Сейчас прошло уже больше 20 лет, в целом политики поняли преимущества онлайн-продвижения, но в плане используемых инструментов и решения сложных вопросов мы всё ещё отстаём от той же Америки. Яркий пример — работа с негативом при политических пиар-кампаниях. Большинство менеджеров при общем высоком профессионализме не осознают, насколько это тонкий и чувствительный вопрос. Про эффект Стрейзанд знают все, но мало кто понимает, как его избежать. И как удалить провокационные материалы из сети, тоже понимают не все.
Политический пиар в интернете: специфика
Интернет, несмотря на все запреты и попытки регулирования, остаётся достаточно свободной площадкой для высказывания мыслей. При определённом желании и знании современных технологий можно найти немало площадок, чтобы высказаться. Это касается как собственно продвижения и публикации материалов в поддержку, так и вариантов проявления негатива к политику.
Вот, например, где можно опубликовать своё ценное мнение:
- собственный сайт в интернете;
- крупный портал, принимающий статьи от разных авторов;
- блогоплощадка, причём статью можно сделать закрытой для поисковых роботов, в итоге она будет популярна на блогоплощадке, но найти её человеку со стороны будет сложно;
- социальная сеть — собственная страничка (необязательно со своим именем), тематическая группа, группа города и так далее;
- собственный канал в мессенджере, например, в «Телеграме»;
- комментарии к каким-нибудь другим статьям и материалам, даже не совсем по теме.
Это далеко не весь список. Хуже всего то, что публикация в большинстве источников автору не стоит ничего, а вот удаление статьи с сайта обойдётся вам в кругленькую сумму. И неважно, будете вы подавать в суд или не будете. Судебное разбирательство вообще часто делает только хуже.
В этом плане известная присказка «интернет помнит всё» отлично отражает реальную ситуацию. И тут нет никакого скрытого смысла: всё, что попадает в интернет, почти всегда остаётся там навечно. Можно затруднить поиск материала, но полностью скрыть его крайне сложно. Нужно понимать механику работы глобальной сети.
Политический пиар и работа с негативом: пример типичной ошибки пиарщика
Разберём типичную ошибку пиарщика, желающего избавиться от плохого материала о своём работодателе. А именно — кейс про удаление статьи о политике на сайте крупного СМИ.
Представьте, что некий ресурс в интернете, достаточно посещаемый, опубликовал материалы о политическом деятеле. Большая часть этих материалов — фантазии местных авторов (такое в интернете — не редкость, к проверке фактов многие сайты относятся как к чему-то ненужному). Что делает пиарщик? Как правило, он пишет администрации сайта и просит удалить материал.
Некоторые представители пиар-штабов сразу же подают в суд на ресурс, опубликовавший плохую статью о политике. Это неразумный вариант действий, потому что судебное разбирательство может идти полгода, а в интернете информация распространяется за часы.
Итак, допустим, политику повезло и сайт, где была опубликована компрометирующая информация, удалил эту статью. Такое нечасто, но бывает. Не очень популярный материал, разумная аргументация, хорошее настроение у администраторов… Если удача окажется на стороне политика, негатив удалят. Что сделает его менеджер? Поставит точку в этом деле, отчитается начальству: угроза устранена. Но это не конец истории. Угроза всё ещё сохраняется.
Дело в том, что информация в интернете имеет свойство дублироваться сразу в несколько каналов. Иногда это происходит автоматически, иногда — с помощью активных пользователей. Статья из примера выше могла сохраниться:
- в соцсетях, каналах «Телеграма», куда её перепостили полностью или частично (часто это делается автоматически);
- в кэше поисковой системы, которая сейчас быстро, буквально за минуты, собирает новые материалы с сайтов и сохраняет в базу. В кэше статья может храниться от нескольких часов до нескольких месяцев;
- интернет-архивы, например, Web Archive — Internet Archive.
Все эти места тоже нужно проверить, и не только их. Иначе есть шанс, что настроенные против политика пользователи и его конкуренты возьмут тот самый удаленный материал и распространят его на множестве площадок.
Что делать политическому пиарщику в интернете
В целом рекомендации для политпиара в интернете похожи на советы для обычных пиарщиков. Необходимо вести соцсети, создать сайт кандидата, готовить вирусные ролики и имиджевые активности. Различные инструменты позволяют увеличить популярность политика, а грамотные материалы сформируют положительное мнение аудитории.
Но нужно помнить, что вести антипропаганду онлайн даже проще, чем заниматься пропагандой. Плохому люди легче верят, поэтому важно заручиться помощью специалистов, которые знают, как работать с негативом в интернете. Без опыта справиться с банальным удалением информации из СМИ крайне сложно. Прежде чем начать работать на реальных проектах, новые члены коллектива в агентстве «Кулак Фемиды» обучаются и проверяют свои знания с помощью кейсов, разработанных нашими лучшими специалистами. Поэтому, когда мы работаем с клиентом, он может быть уверен, что мы зачистим весь негатив без последствий и с гарантиями. Каждый наш сотрудник — настоящий профессионал.
Подведём итоги
Политический пиар в интернете можно и нужно использовать, но успешной будет только та кампания, в которой достаточное внимание уделяется не только позитиву, но и проработке негатива. Причём для работы с клеветой или чёрным пиаром вам нужен в первую очередь эксперт по этой сфере в интернете, а не юрист. Именно опытный специалист, знающий специфику антипиара онлайн, поможет остановить потоки негатива и сохранить репутацию политика.
Читайте другие статьи по теме в нашем блоге. Предыдущий материал: «Политическая реклама и маркетинг. Примеры неудачной работы маркетологов»
>